Я, честно говоря, редко бываю полностью доволен своими текстами, а этот прям нравится. Экзистенциально-лингвистическая зарисовка о бытии-в-школе. Всем любовь. С тех пор, как я ушёл из школы, мысли для текстов в основном приходят из общения с людьми всех возрастов в рамках психотерапии, но недавно со мной случилось истинно педагогическое переживание, которым очень хочется с вами поделиться.
Я съездил в Тбилиси и настолько влюбился в Грузию, что начал учить грузинский язык. Если вы никогда не сталкивались с грузинским, то можете набрать в рот гальки, произнести все известные вам согласные подряд и записать то, что получилось, эльфийскими буквами из «Властелина колец» - это даст вам максимально приближенное представление. Очень красивый язык, очень самобытный.
После нескольких дней занятий грузинским я выучил алфавит, научился считать и могу сказать «мэ вар п’сик’ологи, мэ мак’вс докумэнти», что в переводе означает «я психолог, у меня и справка есть». Эти обширные знания отнюдь не дались мне играючи. Когда я занимаюсь, я ощущаю, как у меня потеет мозг. Я слышу треск реконструируемых нейронных связей, я чувствую маленькие заборчики между извилинами, на которых написано «просим извинения за временные неудобства» и «скоро здесь будет чисто и уютно» (надписи, естественно, на грузинском). Каждый раз, когда я вижу грузинскую фразу, мне кажется, что если я её прочту, то где-то в Мордоре огромный красный глаз уставится на меня и всадники в чёрных плащах начнут медленно и неизбежно приближаться. Я чувствую их холодное дыхание и собственную тупость, мне тяжело, я в панике. Единственное, что меня спасает - осознание того, что это мой собственный выбор и я действительно хочу это делать.
Почему это педагогическое переживание? Потому что так же чувствует себя в школе большая часть школьников большую часть времени. С той разницей, что у школьников нет спасения в мысли о том, что это был их собственный выбор.
Взрослые люди часто говорят о том, что учение ценно само по себе, оно свет, оно разум в порядок приводит, и прочая, и прочая. Иногда при этом добавляют: я вот всю жизнь чему-то учусь. Я тоже всю жизнь чему-то учусь, буквально недавно записался на новую учёбу, не успев закончить предыдущую, хотя сам себе клялся и божился этого не делать. Но мне это интересно, мне это важно, и я учусь. Однако, есть большая разница между тем, чтобы учиться в той области, где ты уже много знаешь, или в новой области, которую ты для себя добровольно выбрал, и тем, чтобы учиться просто потому, что надо учиться.
Поэтому всем, кто удивлён, раздосадован, растерян из-за того, что ребёнок не хочет ходить в школу (при условии, что у него нет психического расстройства и в школе его не травят), предлагаю провести эксперимент, особенно, мне кажется, полезный для самих учителей. Возьмите недельный отпуск, и каждый день занимайтесь по следующему расписанию:
8.30-9.15 - грузинский язык;
9.15-9.25 - перерыв;
9.25-10.10- грузинский язык;
10.10-10.30 - перерыв, завтрак;
10.30-11.15 - грузинский язык;
11.15-11.25 - перерыв;
11.25-12.10 - грузинский язык;
12.10-12.25 - перерыв;
12.25-13.10 - грузинский язык;
13.10-13.30 - перерыв, обед;
13.30-14.15 - рисование.
Два раза в неделю один урок грузинского заменяем на физические упражнения (если недавно болели и есть справка - просто сидим в самом холодном месте, которое найдёте в квартире). Во второй половине дня занимаемся с репетитором по грузинскому языку и выполняем домашнее задание по грузинскому языку, и пока не выполним, не выходим в интернет и не общаемся с друзьями.
Проделайте это упражнение, и вы получите представление не только об одном из самых самобытных и красивых языков мира, но и о том, как учиться тому, что тебе сложно, неинтересно и не нужно - то есть, о том, как быть школьником.
Ваш #КапитанПедагогика